Продуктовый подход и проверка гипотез – основа экспоненциального развития банка
Среднее время выживаемости человека в космосе без скафандра на различных планетах, а также на астероидах не превышает одной секунды. Исключения составляют только Марс и Меркурий, на которых без скафандра можно прожить около двух минут.
Выживаемость стартапов поголощенных Гуглом приблизительно такая же. Это говорит о том, что часто большим компаниям кажется, что инновации – это дело не требующее пристального внимания. В реальности же это процесс, который требует большого количества ресурсов (от времени до денег). И особенно в банковском секторе.
Я работал с банками всех цветов в роли внешнего консультанта, занимаясь процессами и инновациями.
Поэтому делюсь условиями успешного инновационного развития:
🟢 Активное участие руководителей и развитие корпоративной культуры
Высшее руководство должно понимать суть работы с нововведениями. Осознать роль продуктовых команд, необходимость исследования ноу-хау. Инициатором такого пласта работы может быть только кто-то из топ-менеджмента.
Практика показывает, что истинными апологетами развития во многих случаях становятся руководители ИТ-структур, которые могут аргументированно убедить генерального директора или президента в необходимости работы с гипотезами. Ведь просто так деньги на туманные перспективы никто не даст.
🟢 Продуктовый подход
Правильная продуктовая команда это не ИТ-команда. Нужна группа специалистов, поддерживающая все функции, необходимые для создания продукта и развития его в течение всего жизненного цикла. Сюда входят бизнес-аналитики, методологи, юристы и другие самые разнообразные должностные лица.
🟢 R&D (research and development)
R&D-лаборатория, департамент инноваций, отдел исследований и проверки гипотез – это все названия структурного подразделения, занимающегося изучением и анализом рынка, проверкой перспективных разработок и новейших технологий.
Это должно быть отдельное подразделение, желательно подчиняющееся высшему руководству. Вариант, когда отдел инноваций находится в проектном офисе не проходит. Обязательны свой бюджет, целевые ресурсы и независимость в действиях. Дополнительно должны выделятся люди, которые внедряют и масштабируют исследованные и одобренныеварианты.
🟢 Консалтинг
Важно подвести руководителей и сотрудников компании к пониманию необходимости привлечение внешней экспертизы, если она отсутствует внутри организации. Задача профессиональной консалтинговой компании не рассказать, а показать, как нужно решать проблемы. Ибо трекер – это не тяжелый наркотик, на который подсаживают, а элитный спецназ, пришедший со своими головой и руками помочь клиенту.
🟢 Отношение к методологиям
Ловите пример неудачной попытки применения Agile в одном из банков. Сотрудники просто не понимали коучей и считали их говорящими головами, мешающими работать. Доходило до саботажа, ругани и оскорблений. В критический момент менеджер, ответственный за внедрение, решил понизить градус и подстроил методологию под существующий процесс.
В конечном итоге проявленная гибкость руководителя проекта (вот истинное понимание agile) позволила успешно реализовать продуктовое направление.
Спасибо Александру Мезенцову, CIO банка УБРИР, за инсайты, которые мне, как внешнему консультанту, были недоступны.