Один из ТОП вопросов страт-сессии - А как нам вырасти и побыстрее? Звучать может иначе, но суть сводится именно к этому.
Есть правило, чтобы начать куда-то двигаться нужно понять исходную точку. При этом на уровне проведения стратегических сессий собственник или управляющая команда, часто не могут корректно идентифицировать свое местоположение в мире и пространстве. Это нормально, находясь внутри системы и живя по ее законам очень сложны выглянуть за забор и признать что мир не такой ограниченный как иногда кажется.
В некоторых бизнес школах, рисуют вот такую схему. Много для чего ее можно использовать, я предлагаю применить для первичной самодиагностики. То есть поискать точку А!
Есть правило, чтобы начать куда-то двигаться нужно понять исходную точку. При этом на уровне проведения стратегических сессий собственник или управляющая команда, часто не могут корректно идентифицировать свое местоположение в мире и пространстве. Это нормально, находясь внутри системы и живя по ее законам очень сложны выглянуть за забор и признать что мир не такой ограниченный как иногда кажется.
В некоторых бизнес школах, рисуют вот такую схему. Много для чего ее можно использовать, я предлагаю применить для первичной самодиагностики. То есть поискать точку А!
Сначала немного комментариев по самой схеме.
Читать нужно снизу вверх, цифры и их порядок значения не имеют, это просто удобные маркеры. Понятия и определения введены относительно именно этой схемы и в другом контексте значить иное, это нормально. Определения стадий и ролей также могут отличаться от привычных.
Читать нужно снизу вверх, цифры и их порядок значения не имеют, это просто удобные маркеры. Понятия и определения введены относительно именно этой схемы и в другом контексте значить иное, это нормально. Определения стадий и ролей также могут отличаться от привычных.
Самая примитивная форма - БИЗНЕС, там есть Руководитель (1), есть персонал. Руководитель на начальной стадии может сочетать в себе множество ролей (я бы даже сказал иногда - бесконечное множество).
Боль и запрос на рост может звучать как:
- Мне бы выйти из операционки
- Все вокруг мудаки
- Нам надо наладить маркетинг/продажи
Организации на этом уровне часто застревают на одном продукте или услуге и сложно идут в изменения. Мы еще называем это БИЗНЕС из 90х. Рынок поделен, кончился или сильно трансформировался, а они нет!
Пример БИЗНЕСА - локальная компания по разработке ПО .
Чтобы расшить это ограничение и перейти в стадию КОМПАНИЯ должно появиться 2 дополнительных роли:
По сути возникновение уже этих двух ролей сильно разгрузит Руководителя (1). И есть шанс идеально наладить схему работу с существующим портфелем продуктов и услуг. Возможно стать лидером сегмента.
Но в такой форме Организация по прежнему минимально толерантна к внешним изменениям, то есть к тому чем управлять невозможно.
Запрос в этой стадии:
Добавляем роль Предпринимателя (4) - это генератор идей и драйвер изменений.
Запрос на этой стадии:
Следующим шагом должен появится Управленец(5), его задача как раз скоординировать работу Руководителя, Организатора, Ресурсодержателя и Предпринимателя.
Есть поддержка старых продуктов, под новые идеи выделяются ресурсы, строятся процессы, тестируются гипотезы, не в ущерб основному бизнесу.
Уровень КОМПАНИИ, она может уже включать несколько БИЗНЕСОВ.
Запрос на этой стадии:
Пример КОМПАНИИ- региональная продуктовая розница с филиалами.
- Организатор (2) - отвечает за бизнес процессы, идеи, смыслы
- Реусрсодежатель (3) - материальные и не материальные ценности, хранит, учитывает, знает где и что лежит.
По сути возникновение уже этих двух ролей сильно разгрузит Руководителя (1). И есть шанс идеально наладить схему работу с существующим портфелем продуктов и услуг. Возможно стать лидером сегмента.
Но в такой форме Организация по прежнему минимально толерантна к внешним изменениям, то есть к тому чем управлять невозможно.
Запрос в этой стадии:
- Куда нам дальше расти?
Добавляем роль Предпринимателя (4) - это генератор идей и драйвер изменений.
Запрос на этой стадии:
- Идей много, но где взять ресурсы?
Следующим шагом должен появится Управленец(5), его задача как раз скоординировать работу Руководителя, Организатора, Ресурсодержателя и Предпринимателя.
Есть поддержка старых продуктов, под новые идеи выделяются ресурсы, строятся процессы, тестируются гипотезы, не в ущерб основному бизнесу.
Уровень КОМПАНИИ, она может уже включать несколько БИЗНЕСОВ.
Запрос на этой стадии:
- Мы хотим масштабироваться!
Пример КОМПАНИИ- региональная продуктовая розница с филиалами.
На следующей стадии появляются еще две роли.
Тут мы начинаем играть на уровне РЫНКА.
Запрос на этой стадии:
Пример РЫНКА- оператор связи строящий вокруг себя экосистему.
- Технический эксперт (6) - отвечает за новые технологии. Тут скорее не про конкретную техническую экспертизу, а про знание возможностей в принцип, чтобы идти в ногу с прогрессом.
- Держатель ресурсов (8) - очень похож на Ресурсодержателя (3), но тут речь о внешних ресурсах, например отношения с государством или инвесторами.
Тут мы начинаем играть на уровне РЫНКА.
Запрос на этой стадии:
- Мы снова хотим масштабироваться
- Мы хотим деверсиферироваться
Пример РЫНКА- оператор связи строящий вокруг себя экосистему.
И последний уровень - ИНДУСТРИЯ. Тут появляется роль Визионера (7) - ничем серьёзным не занимается, только стоит планы как организация будет жить через 10 лет и что продавать. И из этого видения происходит разработка новых подходов и технологий, что на более низких уровнях потом выльется в продукты.
Запрос на этой стадии:
Важно понимать, что когда организация вырастает до уровня ИНДУСТРИИ, остальные никуда не исчезают и можно работать в стратсессиях на более низких ступенях.
Запрос на этой стадии:
- персональная работа с самой личностью визионера от его персонального запроса
Важно понимать, что когда организация вырастает до уровня ИНДУСТРИИ, остальные никуда не исчезают и можно работать в стратсессиях на более низких ступенях.